Деньги, как известно, имеют различные функции. Одной из них является непрестанное движение денег в обращении, обслуживание процесса обращения. Без выполнения деньгами этой функции торговля была бы невозможна.

Морское административное право Украины 'К вопросу о государственных правилах' (country.ua.law.ukrmaritimelaw) : Рассылка : Subscribe.Ru

Опубликовано: 31.05.2018


Морское административное право Украины .

Избранные параграфы из учебника.

 

Аварии судов в Керченском проливе в ноябре этого года заставляют по-новому посмотреть на вопросы морского административного права Украины.

 

К вопросу о государственных правилах.

 

Самый распространённый вопрос, который сейчас возникает в связи с авариями судов в Керченском проливе – кто и что нарушил? И кто, соответственно, виновнен в ущербе?

Если оставить за скобками вопросы государственного управления в морской индустрии Украины в целом, о совершенствовании которого идут разговоры уже не один год, а сконцентрироваться только на вопросах законодательного обеспечения безопасности судоходства, то тут сразу же возникает целый шлейф дополнительных вопросов. Что имеется в виду?

Пример, что называется – на слуху. Авария в море. Гибнет судно. Гибнут люди. Значительный общественный резонанс. Назначается официальные государственные расследования. И что сразу же обнаруживается? Обнаруживается, что законодательно обеспечено только расследование в рамках уголовно-процессуального кодекса после возбуждения уголовного дела. Расследование аспектов безопасности судоходства регулируется не законом Украины, а приказом Минтранссвязи. Допустимо ли это? Ответ оставим читателям. Далее. В ходе проверки фактов и досудебного следствия в рамках возбуждённого уголовного дела устанавливаются лица, причастные к аварии, встаёт вопрос об умысле, квалификации преступления. Составы преступлений, относящиеся к нашему примеру, содержатся в 11 разделе нового Уголовного кодекса Украины ( от 5.4.2001 р. № 2341- III ) «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта( выделено мною,авт. )». В частности, такой состав преступления предусмотрен статьёй 276 – «Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта ». Сразу же встаёт вопрос – каковы же нарушенные правила? Где, когда, кем и каким документом они установлены? И тут выясняется, что законодательно установленных государственных правил эксплуатации водного транспорта в Украине не существует! Авария - есть, погибшие - есть, общественный резонанс – есть, а виновных – нет, поскольку формально никто ничего не нарушил.



В Крыму создадут Керченский металлургический завод


Власти Крыма инициировали принудительный выкуп имущества Керченского стрелочного завода, сообщил заместитель министра промышленной политики Борис Кабаков.


Кроме того, инициирован принудительный выкуп активов Керченского металлургического комплекса.

«Распоряжением совета министров Крыма принято решение о принудительном выкупе имущества двух предприятий: Керченского стрелочного завода, зарегистрированного в Киеве, и Керченского металлургического комплекса, зарегистрированного в г. Кривой Рог», - сказал Борис Кабаков.

Министерство промышленной политики Крыма издало два приказа о введении временной администрации на предприятиях.

«Их задача - провести инвентаризацию, подготовить все к оценке», - отметил Борис Кабаков.

Имущество после выкупа Крым передаст в хозяйственную деятельность одному юридическому лицу - ГУП «Керченский металлургический завод».

«Это новое-старое юрлицо, у нас был пустой ГУП (Камыш-Бурунская производственная компания), на базе имущества которого реализуются два инвестиционных проекта, мы планировали его ликвидировать, но в связи с таким форс-мажором это самый простой путь, чтобы могло продолжить работу предприятие. Мы переименовали ГУП, изменим юридический адрес, виды деятельности», - отметил заместитель министра.

По его словам, в дальнейшем заводы смогут получать государственные заказы, заказы российских коммерческих структур и рассчитывать на государственную поддержку.

Борис Кабаков не уточнил, кто в настоящее время является конечным собственником этих предприятий.

Керченский стрелочный завод и Керченский металлургический комбинат в настоящее время располагаются на территории известного Завода имени Войкова - одного из старейших металлургических предприятий в Крыму. Этот завод был построен в конце XIX веке для переработки железной руды, добываемой на Камыш-Бурунском железорудном комбинате и в украинский период прекратил свое существование в прежнем виде.

На сайте Совета министров Крыма опубликовано распоряжение, согласно которому предметом деятельности ГУП «Керченский металлургический завод» обозначено «производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава; производство прочих готовых металлических изделий, не включенных в другие группировки; производство прочих металлических цистерн, резервуаров и емкостей».

По словам заместителя министра, в ГУП «Керченский металлургический завод» перейдут все работники стрелочного завода и металлургического комбината.

«После выкупа имущества предприятия будут заниматься тем же самым, но уже мы будем помогать им с заказами, в том числе и с государственными», - заверил Кабаков.



Киев пытается втянуть Москву в морской бой



Создаст ли Украина военную флотилию на Азовском море и к чему это приведет
С весны 2018 года обстановка на Азовском море резко обострилась. Ну а 23 сентября 2018 года Керченский пролив прошли украинские суда обеспечения «Донбасс» и «Корец». Киев создает в Бердянске военную морскую базу и Азовскую военную флотилию.
ИСТОРИЯ НИЧЕМУ НЕ УЧИТ
К сожалению, наши СМИ и политики уделяют крайне мало внимания Азовскому морю. Да что журналисты, к 1941 году у наших адмиралов было весьма смутное представление о нем.
В начале июня 1941 года командующий Черноморским флотом, ссылаясь на разведку флота, доложил наркому ВМФ Николаю Кузнецову, что в Черное море вошли 10–12 германских подводных лодок. Тот, не мудрствуя лукаво, 7 июня приказал Военному совету Черноморского флота выставить противолодочные сети в Керченском проливе для недопущения прохода подводных лодок в Азовское море.
9 июня Кузнецов доложил Сталину о том, что в Керченском проливе установлен противолодочный дозор из двух малых охотников, в поддержку дозора выделены два торпедных катера и три самолета МБР-2, а также выслан тральщик для установки в Керченском проливе противолодочных сетей.
Ну а германские подводные лодки появились в Черном море лишь в самом конце 1942 года. Главное же, что глубина Азовского моря в центральной части около 14 м, а на большей его части – всего 5–10 м. Какие тут могут быть подводные лодки?
КАНАЛ ИЛИ ПРОЛИВ
Спросите у наших политиков и адмиралов, как сухогрузы попадают в Азовское море? Боюсь, что 90% из них ответят, что через Керченский пролив. Да, с точки зрения географов такой пролив существует. Но суда ходят по Керченскому каналу! А построили этот канал в 1874 году русские инженеры, русские рабочие и на деньги русской казны.
Строительство канала продолжалось до 1877 года. Его назвали Керчь-Еникальским по названию Керчь-Еникальского градоначальства, которому его подчинили.
Увеличение тоннажа и осадки судов постоянно вынуждало углублять Керчь-Еникальский канал. Однако из-за Первой, а затем Второй мировой войны углубить его не удалось, и к 1965 году он по-прежнему имел глубину 24 фута. Замечу, что землечерпалки непрерывно вели работу, чтобы предотвратить заиливание и занос грунтом канала.
С 1969 по 1970 год порт проводил большие работы по реконструкции Керчь-Еникальского канала – он был расширен до 120 м и углублен до 9–9,75 м с запасом глубин. В 1970 году была объявлена проходная осадка по Керчь-Еникальскому каналу 8 м. Эта проходная осадка позволяла проходить по каналу самым крупным в то время морским судам серии «Запорожье». При проходе таких судов двустороннее движение по каналу запрещалось. Увеличивалась и длина канала. К примеру, до этого прием лоцмана на борт судов производился у 71-го буя, после реконструкции приемным стал 75-й буй, потом 78-й.
В начале 2000-х годов через канал проходило от 50 до 150 судов в сутки. Стоимость лоцманской проводки одного суда составляла от 500 до 9 тыс. долл. Кроме того, с каждого судна до 2014 года собирались канальные и маячные сборы.
Суда длиной более 160 м и осадкой более 6 м проходят канал исключительно в дневное время. И до 2014 года начальник Керченского порта каждому судну давал отдельное разрешение на проход Керчь-Еникальского канала.
Замечу, что есть и мелководный канал у российского берега, но он используется весьма ограниченно.
Как известно, 26 июля 2014 года Евросоюз наложил санкции на Керченский порт. А ведь Керченский канал, по крайней мере частично, входит в акваторию Керченского порта. Тут не то что дурак, но и умный начальник порта не может понять, как суда под флагами стран ЕС прутся в акваторию Керченского порта, несмотря на запреты их правительств. Причем разрешение на проход крупных судов через Керченский пролив дает не кто иной, как начальник Керченского порта. А он возьмет и начнет выполнять санкции ЕС и не пускать нарушителей санкций в акваторию порта. А может и еще к чему придраться. А его капитаны возьмут, да не послушают! А он баржу поперек пролива поставит, а портовый буксир начнет «опасно маневрировать» у борта сухогруза из ЕС.
ЗОЛОТОЕ МОРЕ
В связи с потерей Крыма в марте–июне 2014 года резко возросли (на 30–40%) грузопотоки через украинские порты Мариуполь и Бердянск на Азовском море. По словам украинских экономистов, Мариупольский порт – крупнейший на Украине по перевалке генеральных грузов, в частности металла, генерирующего значительную долю валютной выручки страны.
Альтернативой Мариупольскому порту могут стать порты Большой Одессы, однако затраты на перевозку грузов из Донецкой области в Одесскую приведет к дополнительным финансовым расходам, и экспорт металла за рубеж станет нерентабельным.
Азовское море – это не только стратегически важная коммуникация РФ. Россия и Украина на Азовском море сидят буквально на бочке с золотом. По оценке 2002 года, запасы углеводородов на дне Азовского моря составляют 1,5 млрд т «условного топлива». Кроме того, на дне имеются большие залежи железной руды и других ископаемых. Причем все они находятся на смешных глубинах. Наконец, в Азовском море водятся ценные породы рыб – осетровые, сельдь, тарань, сазан и др.
После развала СССР встал вопрос о разделе вод и шельфа Азовского моря. Однако сделать это до 2014 года не удавалось. Причина – местечковая жадность и тупость украинских политиков и олигархов. Их не устраивают взаимовыгодные сделки. Их голубая мечта – надуть москалей.
С 1992 года Киев противился установлению границы в Азовском море. В итоге 24 декабря 2003 года РФ и Украина заключили договор по статусу Азовского моря. Согласно ему, торговые суда третьих стран могут заходить в Азовское море, только направляясь в один из его портов. Военные и «государственные» суда третьих стран могут входить в Азовское море только с разрешения РФ и Украины. А само Азовское море стало считаться внутренними водами Российской Федерации и Украины. Фактически там ни одна сторона не имеет своих территориальных вод.
ПОГРАНИЧНЫЙ НАДЗОР В ДЕЙСТВИИ
Но вот Крым воссоединился с Россией. 3–4 марта 2014 года из Керчи в Бердянск пришло 11 катеров украинской погранохраны, на которых находилось свыше 100 человек личного состава.
К началу 2018 года в Мариуполе базировался 23-й отряд морской охраны, который до марта 2014 года дислоцировался в Керчи. В его состав летом 2014 года входили 18 кораблей(в том числе сторожевой катер проекта 205П «Тарантул» с собственным названием BG-32 «Донбасс», некогда реквизированная турецкая шхуна BG-58 «Оникс», 6 катеров проекта «Гриф», 5 малых катеров «Калкан» и 5 малых катеров других типов).
За период с марта 2014 года по февраль 2017-го УВМС потеряли два катера – потопленный 31 августа 2014 года ополченцами BG 119 проекта «Гриф» и подорвавшийся на собственных минах 7 июня 2015 года скоростной катер BG-22 проекта UMS-1000.
В Азовском море, в водах общего пользования (!) украинские пограничники задержали рыболовецкое судно «Норд» под флагом России. Известно, что судно это крымское, принадлежит рыбколхозу им. Первого мая. На его борту 10 жителей Керчи. 25 марта 2018 года сейнер находился в водах общего пользования, в 30 морских милях от Украины. В этот момент к нему подошел катер украинских пограничников. Под предлогом проверки документов они поднялись на борт. Судно было отбуксировано в Бердянск.
На каком основании произошел захват «Норда»? Если считать Крым по-прежнему украинским, а рыбаков – гражданами Украины, то действительно у киевской фемиды к ним много претензий. Но Крым-то уже четыре года российский! А подобные действия в отношении российского судна и его экипажа являются классическим пиратством.
21 мая 2018 года Россия ограничила судоходство в Азовском море на площади 2000 кв. км якобы для проведения маневров и боевых стрельб. Однако ни маневров, ни стрельб не было. В свою очередь, Украина объявила запретной зоной с 1 июня по 1 сентября 2018 года прибрежные районы моря от Мариуполя до российской границы. Самое забавное, что в район украинских учений входило побережье ДНР.
10 августа в порту Херсон украинские власти задержали российский танкер «Механик Погодин», приписанный к порту Санкт-Петербурга.
Замечу, что уведомление о заходе российского танкера в Херсон было подано в соответствии с украинским законодательством за трое суток до момента прибытия. При этом украинские власти разрешили «Механику Погодину» зайти в Херсон и даже выделили лоцманов для безопасной проводки.
По данным украинских СМИ, «Механик Погодин» был загружен в туркменском порту Туркменбаши дизельным топливом с местного нефтеперерабатывающего завода и оттуда проследовал через Волго-Донской канал в Азовское, а затем в Черное море. Примечательно, что доставленное в Херсон топливо предназначено швейцарскому трейдеру Maddox и находится в залоге у одного из зарубежных банков.
Украинские власти объясняли задержание «Механика Погодина» санкциями к компании-владельцу «ВЭБ Лизинг», которая подпала под санкции в связи с действиями в Крыму.
Инциденты с «Нордом» и «Механиком Погодиным» показали, что украинские власти собирались захватывать любые суда, заходившие в Крым, как в своих водах, так и в открытом море.
В свою очередь, с апреля 2018 года российские пограничники начали задерживать украинские и иностранные суда, следующие в порты Мариуполь и Бердянск. К 1 сентября задержанию и досмотру подвергнуто около сотни судов.
Досмотры судов, проходящих под Крымским мостом, на взгляд автора, вполне обоснованны в связи с неоднократными призывами украинских политиков, включая депутатов Верховной рады, взорвать Крымский мост. Ну а статус Азовского моря, определенный договором 2003 года, вполне допускает эти меры. По украинским данным, среднее время задержания судов – около 33 часов.
В сентябре 2018 года украинские пограничные корабли появились у самого берега Краснодарского края в районе Должанской косы.
НОВАЯ БАЗА
Весной-летом 2018 года украинские политики и журналисты неоднократно писали о планах создания ВМБ в Бердянске и посылке туда плавбазы украинских Военно-морских сил (ВМСУ).
Посему нельзя считать внезапным выход 20 сентября из Одессы плавбазы «Донбасс» и морского буксира «Корец». В Керченский пролив суда вошли утром 23 сентября. Из Бердянского порта навстречу им вышли малые бронированные артиллерийские катера P177 «Кременчуг» и P178 «Лубны».
При этом Киев еще объявил, что российские корабли занимались провокациями. Они-де проходили на расстоянии 440 м от «Донбасса». Проход кораблей был скоординирован с Госдепартаментом США. Во время движения их к Керченскому проливу на расстоянии примерно 150–200 км от него несколько часов барражировал американский самолет-разведчик RC-135.
Российские СМИ отреагировали на проход украинских судов с юмором. Мы, мол, выполняли договор 2003 года; две старые калоши, построенные в 1973 году («Корец») и в 1970 году («Донбасс») никакой боевой ценности не имеют и т.д. и т.п. «В целом сам факт стягивания определенных кораблей в данный регион является смешным»; «Украинские корабли способны только стоять на воде» и т.д.
Однако пропустив в Азовское море две «старые калоши», уже нельзя не пропустить третий, четвертый… и двадцать четвертый корабли ВМСУ. Да нет у них столько кораблей! Будут, может, даже через несколько недель. Страны НАТО из своих резервов могут поставить хоть сотню малых кораблей и катеров на воздушной подушке, с малой осадкой и т.д.
Откуда Киев возьмет команды для этих судов? Со старых судов, базирующихся в Одессе, призовут резервистов, наконец, включат в команды бойцов ЧВК (частных военных компаний). Сражаются же ребята из ЧВК в Донбассе, уже года три.
Это не мои фантазии. Украинские политики с 2015 года предлагали повторить прецедент с крейсерами «Гебен» и «Бреслау», пришедшими в Константинополь 10 августа 1914 года. Ну а затем над ними подняли турецкий флаг и сменили названия на «Явуз султан Селим» и «Мидили». Большая часть германских команд осталась, а турецкие матросы выполняли второстепенные функции.
Что даст Украине создание «Азовской флотилии»? Ну, во-первых, перевод части кораблей Черноморского флота на Азовское море и строительство в РФ малых судов для Азовского моря вместо морских кораблей для Черного и Средиземного морей. Подобный вариант вполне устроит американских адмиралов.
Украинские суда начнут досматривать наши суда типа «река-море», идущие из Ростова в Керчь. Ну а суда, посещавшие крымские порты, они будут просто арестовывать, как это было сделано с сейнером «Норд» и танкером «Механик Погодин».
Корабли ВМСУ из 100–127-мм орудий смогут расстреливать с дистанции 10 и более километров побережье ДНР. А ополченцам ответить нечем. ПТУРы свыше 5 км не достают, авиации у ДНР нет, а сухопутная артиллерия не в состоянии поражать морские цели.
Далее Киев разорвет договор 2003 года, и Азовское море из внутренних вод перейдет в статус международных. Тогда Украина на законных основаниях может приглашать к себе в Бердянск корабли НАТО. Вспомним, как в Севастополе с 2005 по 2013 год постоянно ошивалось по несколько кораблей альянса.
23 сентября министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил: «Всем нам понятно, что Азов – это не внутреннее, а территориальное море. К этому мы должны прийти».
Так что решение пропустить украинские корабли через Керченский пролив является достаточно спорным. Пропустив корабли ВМСУ через пролив, Кремль через несколько месяцев может иметь в Азовском море американскую эскадру.
Создав мощную корабельную группировку на Азовском море, Киев сможет под ее прикрытием высаживать диверсионные отряды на ничем не защищенное крымское побережье Азовского моря. А это 150 км по прямой и все 300 км по береговой линии.
Риторический вопрос, во что обойдется срочное укрепление азовских берегов в Крыму.
ЧТО ДЕЛАТЬ С ДОГОВОРОМ
А как не пропустить «Донбасс» и «Корец»? Ведь есть договор 2003 года! А кто сейчас соблюдает договоры? США, Израиль, та же незалежная Украина? Когда заключался договор, не было ни войны, ни ДНР.
Почему бы не потребовать взамен разрешения на проход гарантии, что создаваемая в Бердянске флотилия не будет участвовать в войне на Донбассе. При первой же попытке обстрела побережья ДНР Россия имеет полное право потребовать прекращения боевых действий у своей границы и на своих торговых коммуникациях. Вспомним, как американцы неоднократно требовали создать бесполетную зону у независимых государств – Ирака, Ливии и т.д. То есть потребовать, чтобы вооруженные суда Украины и ДНР отстаивались в своих базах, а при попытке выйти в море делать то, что делали ВВС США с иракскими и ливийскими военными самолетами.
Опять же, можно было бы потребовать за проход кораблей ВМСУ освобождения «Норда» и «Механика Погодина», выплаты большой компенсации и публичных извинений на уровне президента. Разве договор 2003 года предусматривал пиратство?
Да и вообще, на Смоленской площади сидят несколько сот хорошо оплачиваемых ребят, которые обязаны обосновывать и оправдывать все, что угодно. Не умеют, так пусть поучатся у Госдепа.
Да и сейчас РФ не поздно потребовать от Киева и Донецка прекратить любые военные действия на Азовском море. Замечу, что это не предусмотрено буквой Минских договоренностей, но вполне соответствует их духу.
Непонятно почему РФ отказалась брать плату за проход украинских судов, как военных, так и гражданских, через Керченский канал, как это делала Украина до 2014 года.
Любопытно, что в сентябре 2011 года Украина потребовала взять лоцмана и платить деньги от БДК «Азов», который прошел через Керченский пролив не каналом, а мелководным Темрюкским фарватером у самого берега России. Дело в том, что БДК шел пустым, и осадка его была крайне мала.
Так что у России есть все основания брать канальные и иные сборы с любых судов, включая украинские военные, проходящие через Керченский канал. А когда платят деньги, то подписывают ведомость. А в ведомости значится: «Крым. Россия». Подписание такого документа – фактически признание принадлежности Крыма. Не подпишут – не пропускать.
Если Кремль оставит инициативу в азовских делах Киеву, это может привести к весьма серьезным последствиям для безопасности Крыма, да и всей России.


При использовании материалов ссылка на источник обязательна. www.ruchikla.ru Copyright © 2013